В июле 1941 года Борис Мокроусов призван на Черноморский флот. В Севастополе он повстречался с поэтом Александром Жаровым.
Вместе они задумали написать песню о моряках, защищавших этот город. Сразу написать песню не удалось.
Жаров был переведён на Северный флот, а Мокроусов оставался в Севастополе до осени.
Летом сорок третьего выходит очерк Леонида Соловьёва "Севастопольский камень". Этот рассказ о четырёх моряках, которые плыли несколько дней на шлюпке из захваченного фашистами Севастополя в сторону Туапсе. Один моряк был смертельно ранен, но в руке сжимал небольшой кусочек гранита от парапета с севастопольской набережной, отбитый снарядом. Безымянный моряк, покидая Севастополь, дал клятву вернуться в освобождённый от захватчиков город и возвратить камень на место.Перед смертью он передал камень своим товарищам с наказом - выполнить его клятву. Камень стал реликвией, он передавался из рук в руки, и кому он доставался, обещал выполнить наказ того неизвестного моряка.

В том же сорок третьем году Жаров и Мокроусов снова встретились. Невыдуманная история о севастопольском камне вошла в сердца композитора и поэта. И уже в октябре была напечатана в виде репертуарных листовок для художественной самодеятельности. В "Красной звезде" песня "Севастопольский камень" вместе с нотами была опубликована 11 января 1944 года, вскоре после этого её передали и по радио. Но, по словам Жарова, "она не прозвучала так, как нам этого хотелось". И "настоящий успех пришёл после того, как песню исполнил Леонид Утёсов", так как "именно он — на эстраде и по радио — сумел по-настоящему донести её до слушателя".

Александру Жарову удалось побывать в Севастополе в июле 1944 года, когда в него входили советские войска. Один из отрядов морской пехоты, входившей в город, распевал песню "Заветный камень"... Моряки предъявили "претензию" автору строк, написанных в будущем времени:" Взойдёт на утёс черноморский матрос, кто Родине новую славу принёс".
После чего Жаров с радостью изменил время на прошедшее, и с того времени этот куплет исполняется только так :"Взошёл на утёс черноморский матрос…"

Утёсов, представляя песню, скажет:"Есть у нас Царь-пушка, есть у нас Царь-колокол, и есть у нас Царь-песня - "Заветный камень" ".
А напишет Леонид Осипович о ней так: "Это песня не только сегодняшнего дня, она и в будущем будет принадлежать людям".
Композитор Исаак Осипович Дунаевский назовёт её лучшей песней о войне.
Музыковед Арнольд Сохор напишет: "Песню Мокроусова будут называть то "песней мести", то "лирической"". Борис Мокроусов назвал её "легендой", таким образом, отнес её к повествовательным песням".
Ниже Вашему вниманию предлагаю две записи.
Скоро первой записи будет 45 лет, есть на каналах более короткий вариант, но мне нравится фрагмент с разговором, предшествующим исполнению самой песни.
П.С. Текст мой, фотографии и видео из свободных источников интернета.
Стыдное послесловие...
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мокроусов,_Борис_Андреевич
Б. А. Мокроусов умер 27 марта 1968 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 6).
Режиссёр «Неуловимых мстителей» Эдмонд Кеосаян так описывает его похороны: «Когда я вспоминаю о Борисе Андреевиче Мокроусове, великом русском песеннике (я не преувеличиваю — великом!), перед глазами встаёт картина… Гроб… И некому поднять… Поднимали мы его со своими „неуловимыми“ — четверо пацанов 14-15-летних и я… Нет, не так должно было проводить в последний путь Бориса Андреевича Мокроусoва. Не так!»
Journal information