Эрнест Эдуардович Бо – ведущий парфюмер на фабрике Ралле, создавший множество прекрасных ароматов и ставший автором знаменитых духов "Шанель № 5"
Генрих Афанасьевич Брокар – уникальная личность, основатель парфюмерной империи "Брокар и К", создатель знаменитого "Народного" мыла, одеколона "Цветочный", духов "Персидская сирень", получивших множество наград на международных выставках.
Александр Митрофанович Остроумов – родоначальник врачебной косметологии в России, создатель популярнейшего крема "Метаморфоза".
К сожалению, после революции «золотой век» для российской парфюмерной промышленности закончился. Многие владельцы фабрик и специалисты уехали. Фабрики были национализированы. Хотя некоторые производства продолжили работать и в советское время. Продолжают работать и сейчас, имея более чем 150-летнюю историю.
Фабрика "Свобода"
Альфонса Антоновича Ралле считают основателем российской парфюмерной индустрии. В 1843 году он открыл в Москве первую фабрику. Тогда же он стал московским купцом 2-ой гильдии. Почти на 20 лет опередив конкурентов, Ралле сумел наладить выпуск разнообразной качественной парфюмерной и косметической продукции. Продукция пользовалась спросом у населения. Выбор состоял из 675 наименований!
Компания Ралле единственная в стране четырежды получала государственный герб – знак наивысшего качества продукции. Магазины Ралле были открыты в Москве в престижнейших местах — в Верхних торговых рядах (современный ГУМ), на Никольской улице, на Кузнецком мосту. Товарищество «Ралле и Ко» было эксклюзивным поставщиком двора Его Императорского Величества Императора Всероссийского, Шаха Персидского и его Высочества князя Черногорского.Сам г-н Ралле в 90-х годах 19 века вернулся на историческую родину во Францию. В России производством стал управлять директорат.
После революции фабрика Ралле была национализирована и после некоторых преобразований стала называться «Свобода». Несложно подсчитать, что в этом году московская косметическая фабрика "Свобода" отметила свой 175-летний юбилей.
А следующая небольшая история о том, как тесен мир, как причудливо перекликаются события в жизни людей.
На фабрике «Ралле» в начале 20 века ведущим парфюмером работал Эрнест Бо.
Красавец Эрнест родился и вырос в Москве, в семье парфюмера. Талантливый юноша продолжил семейные традиции, много учился, стал хорошим парфюмером. Его духи "Царский вереск" имели огромный успех, а "Фея роз" считалась лучшим воспроизведением аромата розы. После революции Эрнест Бо эмигрировал во Францию, где продолжил свою работу. И так получилось, что Коко Шанель именно Эрнесту доверила создание собственных духов. Говорят, талантливого парфюмера мадмуазель Шанель представил великий князь Дмитрий Павлович Романов, двоюродный брат Николая Второго. Князь Дмитрий в 20-годы достаточно близко был дружен с Коко. Он же и подал мысль заняться выпуском собственных духов. Мадмуазель идея понравилась. Из нескольких предложенных Эрнестом вариантов, Коко, как известно, выбрала композицию под №5. И так были созданы легендарные, самые продаваемые в мире духи – Шанель №5, автором которых был наш бывший соотечественник Эрнест Эдуардович Бо.
{C}
Фабрика "Новая заря"
Писатель Валентин Пикуль посвятил героям этой истории один рассказ"Душистая симфония жизни", в котором описаны всего несколько событий. Однако, событий в их жизни было столько, что хватило бы на целый роман в нескольких томах.
Итак, Генрих Афанасьевич Брокар. Есть мнение, что с его именем связана поистине славная страница истории нашей промышленности и культуры. Молодой француз, потомственный парижский парфюмер, Анри Брокар, приезжает в Москву с целью открыть свое дело. В Москве Анри стал называться Генрих Афанасьевич Брокар. Генрих Брокар был безусловно предприимчивым человеком, грамотным химиком. Работая в России, он сделал даже небольшое открытие: ему удалось создать технологию изготовления концентрированных духов. Этот секрет был продан и на вырученные средства в 1864 году Брокар начал свое производство в России. Генриху Афанасьевичу крупно повезло и в личной жизни: он очень правильно женился. Женой будущего миллионера стала дочь выходца из Бельгии – Шарлотта Раве.
{C}{C}
Шарлотта выросла в России. Была от природы очень наблюдательна и поэтому могла подсказать мужу, что нужно людям различных слоев российского общества: барышням и дамам их круга, простым людям.
Начал дело Брокар с того, что хорошо знал – с мыловарения. Хотя поначалу конкурировать с товарами Ралле было сложно.
Но Ралле выпускал продукцию для элиты, а Брокар с подачи своей супруги Шарлотты сделал ставку на массовую продукцию для простых людей.
Шарлотта предложила мужу освоить выпуск «Детского» мыла: на каждом куске была оттиснута буковка русского алфавита. Этот маркетинговый ход оказался очень удачным. Родители, желающие обучать деток грамоте таким забавным способом, с удовольствием покупали мыло. Первый успех и советы супруги подтолкнули Брокара к решению выпускать и дальше мыло для несостоятельной публики.
Самой большой частью российского населения в 19 веке, как известно, были крестьяне. Только что отменили крепостное право, крестьяне получили вольную. И вот в продажу поступает мыло «Народное», со «скандальной» ценой всего в одну копеечку за кусочек.
{C}
Время показало, что решение было правильным: именно эта копеечка принесла в будущем миллионы!
А россияне получили возможность приобщиться к использованию средств личной гигиены. Буквально любая семья могла купить, но не каждая покупала "Народное мыло", хоть дешевое и качественное. До этого многие мылись щелоком.
В результате, большая часть населения Российской империи перешла на недорогую продукцию российского производителя, не уступающую по качеству иностранной.
Еще об одном событии и «массовом» продукте компании хотелось бы упомянуть.
Летом 1882 года в Москве проходила Всероссийская промышленно-художественная выставка. В павильон, где демонстрировалась продукция Брокара, посетителей выставки привлек необычно сильный запах. Источником запаха был фонтан, из которого била не вода, а одеколон. Это была презентация нового продукта компании — "Цветочного одеколона". Московский народ всегда был предприимчивым, он начал макать в фонтан свои вещи: платочки, шляпки, сумочки. Газеты писали, что мужчины макали даже пиджаки. Долго после выставки Москва благоухала ароматом "Цветочного", который, конечно же, сразу стал пользоваться широким спросом у покупателей.
{C}
Люксовые духи Брокара, которые маэстро создавал «для души», выпускались в красивых флаконах из дорогого хрусталя. В Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве хранится коллекция флаконов для духов и одеколона фабрики Брокара. Есть там даже экземпляры, созданные по эскизам Казимира Малевича. В музее также хранится часть огромной коллекции живописи, которую собрал Брокар.
Брокаровские духи неизменно получали золотые медали на международных выставках. Так, в 1889 году на знаменитой выставке в Париже, посвящённой столетию французской революции, Брокар презентовал свои духи "Персидская сирень", которые он посвятил любимой супруге в юбилейный год серебряной свадьбы. Духи получили Золотую медаль и навсегда вошли в историю, как наиболее успешные духи, произведенные в России.
В 1900 году снова на Всемирной выставке в Париже духи Брокара получают Гран-при. Французы были вторыми. К сожалению, в том же году Брокара не стало.
Но империя его продолжала развиваться. Дело продолжили сыновья Александр и Эмилий. Парфюмерная фабрика "Брокар и К" в начале 20-го века стала крупнейшей в Европе.
К 1913 году сыновья исполнили еще одну мечту своего отца – семейная фирма получила высший в России титул – Поставщика Двора Его императорского Величества. Это был год празднования 300-летия дома Романовых.
{C}{C}
К этой дате «Товарищество Брокар и Ко» подготовили и послали в подарок ко двору духи "Любимый букет Императрицы". Духи дамам императорской семьи понравились. Автором духов был талантливый парфюмер, работавший у Брокара, Август Мишель. В том же 1913 году духи поступили в свободную продажу и имели огромный успех.
После революции и национализации фабрики Брокара Август Мишель, оставшийся работать в России, решил возродить духи "Любимый букет императрицы", но вот только название необходимо было изменить. И духи стали называться "Красная Москва".
В советское время эти духи были невероятно популярны. А наши бабушки помнили название старых духов...
Нужно отдать должное сотрудникам фабрики "Новая заря" — фамилия Брокара и год образования компании 1864 неизменно присутствуют в названии компании и на вывесках фирменных магазинов. Это приятно.
Фабрика "Рассвет"
Еще одно имя – Александр Митрофановаич Остроумов. Его считают родоначальником лечебной косметики и косметологии в России. Будучи талантливым провизором, Александр Митрофанович создал два ставших невероятно популярными продукта – мыло от перхоти и легендарный крем "Метатарфоза", предназначенный для борьбы с веснушками и загаром.
Предприятие, открывшееся в 1885 году называлось"Товарищество Парфюмерной Фабрики провизора А.М.Остроумова".
{C}{C}
Остроумов вполне оправдывал свою фамилию: он был очень предприимчивым и удачливым коммерсантом. Компания быстро росла и расширялась.
Вскоре Александр Митрофанович открыл на Тверской косметическую клинику. Это заведение стало модным местом на Москве.
Внешне Александр Митрофанович был очень импозантным мужчиной. Ему удалось наладить хорошие дружеские отношения со многими известными актрисами, которых он снабжал дамскими штучками: духами, кремами, пудрами.
Но не совсем бескорыстно. Свою дружбу с актрисами, певицами, балеринами Александр Митрофанович очень удачно использовал в рекламных целях. В 1912 году он издал альбом с роскошными фотографиями известных актрис. Но это были не просто так фотографии: известные актрисы Большого, Малого и Художественного, театров восхищались на страницах этого издания духами, кремами, пудрой, которые производило товарищество Остроумова.
{C}
{C}
После революции фабрика Остроумова была объединена с другой фабрикой (Бодло) и получила название"Рассвет".
Сам Александр Митрофанович не проникся идеями новой жизни и покинул Россию.
П.С. Текст этого поста немного исправлен мною, но в первоисточнике на сайте: <http://www.nashakrasa.ru/sample-page>, я его не нашла. Надеюсь, что он будет полезен и интересен женской части населения. Картинки из свободных источников.
С началом Старого Нового года, началом недели и парфюмированного понедельника !:)
Journal information