ida (ida_mikhaylova) wrote,
ida
ida_mikhaylova

Category:

Татьяна Владимировна Черниговская в Архангельске


  • https://econet.ru/articles/164683-tatyana-chernigovskaya-zhizn-teper-ne-trebuet-bolshih-usiliy - фотография

  • Мозг — сложнейшая нейронная сеть. Если размотать нейронные связи, они растянутся на 2,8 миллиона километров. Этого расстояния достаточно, чтобы 68 раз облететь Землю или семь раз слетать на Луну. Мозг нам не по мозгам, нам не справиться с этой системой. Суперкомпьютер по сравнению с ней — анекдот.

  • Норма — это какая-то странная, средняя, непонятно для чего существующая вещь. Шаг вправо даёт людей с низким интеллектом, шаг влево даёт гениев, и это всё что угодно, только не норма. Поэтому, если честно, гениальность — это патология. Но мы готовы отказаться он неё? Тогда закроется дверка в помещение, которое называется «человеческая цивилизация».

  • Мы — это наш мозг. Он определяет, как мы живём, как устроено наше общество, поэтому мы должны быть с ним знакомы. У меня нет иллюзий насчёт того, что мы можем контролировать то, что в нём происходит. Но если хотя бы малую степень мы можем контролировать, то мы должны. Потому что иначе мы оказываемся в странной ситуации, когда не понимаем, кто в доме хозяин.




  • Слово «сознание» — тревожное. Несмотря на то, что есть тысяча его определений, на самом деле, нет никакой договорённости о том, что считать сознанием. Никакой вообще. Есть огромный диапазон мнений на эту тему. Одни считают, что сознанием обладает вообще всё живое, даже инфузория-туфелька. А буддисты, например, верят, что сознание — это вселенная. Второй полюс этой огромной шкалы — сознание-осознание, рефлексия. То есть, сознание — это люди. Если мы настолько снобы, что верим, что сознание есть только у нас, тогда возникает вопрос: а дети — это люди? Они ведь неспособны к рефлексии довольно долго. Да и процентов 90 населения Земли так никогда и не дозревают до способности к оценке своих действий. Живут, как хвощ. Что с этим делать?


  • В тот момент, когда искусственный интеллект начнёт обладать сознанием, когда он решит, что он личность, тогда — всем до свидания, спокойной ночи! Мы потеряли контроль над миром. Но как определить наличие сознания? Мне даже в самом изысканном фантазировании в голову не приходит, как это сделать. Вы почему считаете, что я не программа? У вас нет никаких доказательств, и никогда не будет.


  • Парадокс прогресса в том, что мир становится очень опасным и одновременно в этом мире огромное количество возможностей. Но за возможности платят абсолютной прозрачностью.


  • Мы живём не только в материальном мире, но и в символическом, который мы сами создаём. Этот мир, возможно, даже важнее материального. Войны совсем не обязательно идут за землю, они могут идти за веру. У нас есть много символических языков — от вербального до языка математики, музыки и тела. Музыка и математика — самые тревожные, потому что вообще не понятно, что это такое.

У развивающего человека собственные темпы, и природа-то поумней нас будет, — отметила Черниговская. — Эйнштейн в пять лет едва говорил и читать не умел: его считали умственно отсталым. Когда безумные мамаши начинают своих полуторагодовалых детей учить интегралам, это неправильно. Вы куда спешите? Может, ребёнку хочется в куклы играть в этом время? Есть программы, по которым развивается мозг, оставьте его в покое. Учить двухлетнего ребёнка играть в го на компьютере — это не естественно. Но если он сам хочет — на здоровье. Может, он будущий чемпион Вселенной по этому го?


Действительно, есть некоторая разница, но индивидуальные различия так велики, что они перекрывают групповые, — пояснила Черниговская. — Поэтому я очень не люблю эти разговоры. Хотя объективные, не сплетнеческие, а настоящие различия есть: у женщин много связей между полушариями, больше, чем у мужчин. Но есть и такие мужчины, у которых этих связей больше, чем у женщин. Поэтому это неправильный разговор. Есть очень глупые мужчины, и есть необыкновенно умные женщины; есть очень слабые истеричные мужчины, и есть такие же женщины.



  • С собой надо быть знакомым. Я своим студентам, особенно барышням, советую: зайти в ванную, раздеться, смыть косметику, внимательно на себя в зеркало посмотреть и самой себе ответить: я умная или нет? я красивая или нет? я стерва или нет? я планирую сидеть и вязать носки или блистать на сцене? Себе-то нужно это сказать. Если бы я много лет назад узнала, что я сова, я бы не потратила кучу времени на бессмысленные попытки написать хоть что-нибудь стоящее утром.


  • Задачи современного образования: тренировать понимание, а не запоминание, воспитание спокойного отношения к постоянным переменам, формирование навыков верификации информации, обучение способности учиться и противостоять стрессу, научить сохранять человечность в цифровом мире.


  • Мы живём в текучем, нестабильном, сверхбыстром, гибридном, мерцающем мире. И этот мир перестал быть человекомерным, он не для нас.

Сама Татьяна Черниговская призналась: не ожидала, что народу на её лекции наберётся, как на футбольном матче. Лекция профессора была посвящена теме «Человек в цифровом мире: мозг и сознание». «Регион 29» записал тезисы её содержательного выступления.
22.11.18 10:45Записала Мария АТРОЩЕНКО
https://region29.ru/2018/11/22/5bf55a9812f17bb027402572.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

Tags: Имена, новости культуры спорта общества
Subscribe

promo ida_mikhaylova июль 8, 2012 15:23 161
Buy for 50 tokens
Возможно таким же, как сегодня, летним лазоревым утром 1913, Надежда шла в порядок — хозяйство своей младшенькой дочки, проведать ее семью: внуков и внучек, погостить денек у любимого зятя, Ивана Ивановича. Земля Задонья была родной, но дорога была не близкой, а далёкой...…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments