?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Октябрь 2018 года













Троица 2009 года

2009 год















....октябрь 2018 года


П.С. Фотографии разных лет и времён года.

Из истории:


Село Голенищево, впервые упоминаемое в 1406 году, было загородной летней резиденцией святого Киприана, митрополита Московского и Киевского. В 1474 году митрополитом Геронтием была сооружена церковь Иоанна Богослова. В XVII веке уже существовала деревянная Троицкая церковь с приделом святителя Леонтия. В 1644—1645 годах Ларионом Ушаковым по проекту нижегородского зодчего Антипы Константинова на её месте возведён каменный храм. Боковые приделы сооружены несколько позже. Колокольня и трапезная построены в 1660 году. В 1860 году колокольня была перестроена и несколько сдвинута, а придел мученика Агапия продлён новой трапезной.

Во время Отечественной войны 1812 года село было захвачено наполеоновскими войсками, в храме размещалась конюшня. В пожаре погиб древний иконостас, но некоторые иконы уцелели благодаря тому, что незадолго до событий были переданы в поновление. В 1898—1902 годах храм был несколько обновлён. В советское время храм был закрыт в 1939 году, иконостас был взят в пользование Сергеем Эйзенштейном для съёмок картины «Иван Грозный», после чего обратно в храм не вернулся.



Церковь в Троицком-Голенищеве представляет собой образец шатрового каменного храма. Храмы шатрового типа начали строиться на Руси в начале XVI века и были запрещены в ходе церковной реформыпатриарха Никона в 1653 году. Центральный шатёр обшит железом в позднейшее время. Четверик основного объёма завершается килевидными закомарами. С запада и юга он окружён галереей. К нему на уровне апсид примыкают два придела, посвящённые Ионе, митрополиту Московскому и священомученику Агапию. Главы, завершающие шатры, поставлены на узкие восьмерики, украшенные едва заметным ажурным рядом кокошников. Приделы имеют отдельные апсиды, шатры приделов украшены рядами ложных слуховых отверстий.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Храм_Троицы_Живоначальной_в_Троицком-Голенищеве

В 20-х годах XX века еще сохранялась живая память о Голенищеве как уделе московских святителей. В день Святой Троицы незадолго до кончины здесь служил Литургию и ходил с крестным ходом к Ионинскому источнику Святитель и Патриарх Московский Тихон, Исповедник. Сохранилась фотография этого крестного хода, а также фотография святителя Тихона с духовенством и прихожанами храма в престольный праздник святителя Ионы.

Настоятелем храма во время Первой мировой войны и обеих революций был протоиерей Петр Копьев. По рассказам родственников, отец Петр происходил из священнической семьи и был человек очень добрый, но в то же время очень волевой. Неизвестно, где отец Петр получил образование, но потомки его отмечают большую эрудированность о. Петра. Он хорошо ладил с молодежью, которая нередко собиралась у него в доме, неплохо музицировал. Приходилось отцу настоятелю и увещевать молодых людей, собиравшихся у него, увлеченных революционными идеями. Это был своего рода духовный кружек, принимающий всех, кто искал и жаждал истины; двери дома о. Петра были открыты каждому. Как и во многих домах священнослужителей в то время, в числе любимых занятий семьи его были музыкальные вечера, а также чтения и беседы. У отца Петра было три дочери и сын. До конца своих дней они остались верны Христу.

Во времена, когда переход на сторону обновленцев означал более или менее спокойное сосуществование с властями, а отказ вступать в союз с раскольниками обрекал почти на неминуемые репрессии и ссылку, отец Петр сохранил приверженность канонам Русской Православной Церкви и Святейшему Патриарху Тихону. Родственники о. Петра помнили, что в дом к ним очень часто приходили сотрудники ОГПУ и другие уполномоченные. Постоянно проводились обыски, переписи жильцов, угрозы. Тем не менее никого из членов семьи не арестовали.

Умер протоиерей Петр Копьев в 1925 году и похоронен около алтаря Троицкого храма. Его внучка, Анна Сергеевна Копьева, была в числе первых прихожан и активистов возрожденного храма с 1991 года.

После смерти отца Петра настоятелем Троицкого храма стал будущий священномученик протоиерей Александр Васильевич Орлов (1885–1937). С 1924 года он был истопником и сторожем при храме, жил в церковной сторожке и тайно совершал богослужения. Одновременно он служил в молитвенном доме, издавна существовавшем в соседней деревне Матвеевская, который был закрыт под давлением властей в 1929 году.

К началу 1932 года в ОГПУ стали поступать доносы, из которых сотрудники ОГПУ сделали заключение, что в «селе Троице-Голенищево… существует антисоветская группировка церковников, возглавляемая священником Орловым… и связанная с антисоветским элементом окрестных деревень – Матвеевская, Гладышево и др. Названная группировка ведет антисоветскую агитацию… Орлов… систематически обрабатывал в антисоветском духе часть местных крестьян, регулярно посещая их под видом богослужения». Все обвинения были весьма неконкретны, но усиливалось гонение на Русскую Православную Церковь, и в феврале священник Александр Орлов был арестован. Приговоренный к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере, он был отправлен на Беломоро-Балтийский канал. Из заключения вернулся в 1934 году, в Голенищево более не служил. Арестован в сентябре 1937 года, 9 октября приговорен к расстрелу Тройкой НКВД и расстрелян на Бутовском полигоне 13 октября 1937 года.


Храм был закрыт постановлением Мособлисполкома от 21.06.1935 г. «под школу по ходатайству большинства населения» (из 219 человек голосовало против 11 человек). В постановлении отмечалось, что «жалуется на закрытие от имени верующих один член церковного совета. Указывает, что верующих в селе больше чем не верующих, что под школу церковь не подходит и что при церкви имеется кладбище». Естественно, этот протест не повлиял на исход дела. Хотя верующих, скорее всего, было действительно много, но, напуганные арестами и ссылками, они не решались открыто выступать на стороне защитников храма. Естественно и то, что в результате закрытия храма школа в нем устроена не была.

Антиминсы приделов мученика Агапия и святителя Ионы были перенесены в ближайшую действующую церковь Святой Троицы на Воробьевых горах. Впоследствии был освящен приставной престол Муч. Агапия и свт. Ионы, к главному престолу в Воробьеве

В 1936 году на Мосфильме и в Троицком-Голенищеве Сергей Эйзенштейн начинает съемки фильма «Бежин луг», сюжет которого ничего общего не имеет с рассказом Тургенева, а повествует о «борьбе старого и нового» в деревне и воспроизводит схему мифа о Павлике Морозове: фанатичный отец убивает пионера-богоборца сына. В первой версии фильма ключевым для самого режиссера был эпизод переоборудования храма в сельский клуб (так как фильм запретили, сценарий был переписан с участием Бабеля, и во второй версии классовая борьба выражалась в других формах). Этот храм — наш, Троицкий; однако в сценах внутри храма иконостас и все иконы не наши (хотя известно, что голенищевские иконы тогда же были забраны на Мосфильм). От фильма, который был окончательно запрещен, сохранились лишь немногие кадры (да и те были найдены только в конце XX века), но сцены радостного энтузиазма при разорении храма производят жуткое впечатление. Храм был действительно разорен, почти уничтожен. По рассказам местных жителей, в лужах и ручейках плавали иконы, а люди не могли смотреть друг другу в глаза.

Итак, после этих съемок храм остается мертвым и разоренным.

Вот что вспоминал о Троицком-Голенищеве 30-х годов Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев)[1]: «В 1935 году отец должен был уже вернуться, и мы искали возможность поселиться рядом с Москвой – в самом городе ему жить было нельзя. После его возвращения мы переехали в село Троицкое-Голенищево. Там мы снимали полдома у самой церкви за алтарем. Сама церковь к тому времени была уже закрыта; рядом с нею было четыре дома (место называлось Попов переулок), в одном из них жила семья к тому времени уже покойного настоятеля: жена, сын, дочь, и с ними бывшая няня дочери…Местность выглядела совсем не так как сейчас: университета и парковой зоны не было, стояли деревеньки, окруженные фруктовыми садами…. Троице-Голенищево считалось территорией сельсовета, а школа, там же, на Потылихе, была московская — это было важно, потому что из сельской школы в московскую принимали тогда с потерей года… В Троице-Голенищеве мы пробыли три зимы и два лета. Жили хорошо, дружно, вся семья вместе. Зимой только было очень холодно, по дому все ходили в валенках ».[2]

Позже в храме размещались сельский клуб (как пророчил несостоявшийся фильм Эйзенштейна), радиостанция Коминтерна, затем — картонажная фабрика, заводик декоративных светских свечей, и, наконец, склад и нотная библиотека Гостелерадио СССР...

http://kadilo.info/history/gody-gonenij.html

promo ida_mikhaylova july 7, 2031 15:23 136
Buy for 50 tokens
Возможно таким же, как сегодня, летним лазоревым утром 1913, Надежда шла в порядок - хозяйство своей младшенькой дочки, проведать ее семью, внуков и внучек, погостить денек у любимого зятя, Ивана Ивановича. Земля Задонья была родной, но дорога была не близкой. Чуть свет, Надежда собрала в…

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
juliya_lambert
Oct. 15th, 2018 07:25 am (UTC)
Красивая церковь)
ida_mikhaylova
Oct. 15th, 2018 08:12 am (UTC)
Спасибо)
misareg
Oct. 15th, 2018 09:30 am (UTC)
Очень красиво!
ida_mikhaylova
Oct. 15th, 2018 09:35 am (UTC)
И ведь середина 17 века хорошо соседствует с веком 21 и гольф-клубом( правда это уже совсем другая история:)

Edited at 2018-10-15 09:35 am (UTC)
mashashnaider
Oct. 15th, 2018 09:49 am (UTC)
Разных годов у вас тут фото, бываете там время от времени
ida_mikhaylova
Oct. 15th, 2018 09:51 am (UTC)
У меня там бабушка жила...
mangiana_irina
Oct. 15th, 2018 10:51 am (UTC)
Красивый храм !
ida_mikhaylova
Oct. 15th, 2018 03:38 pm (UTC)
Спасибо!
mangiana_irina
Oct. 15th, 2018 04:31 pm (UTC)
Пожалуйста, Идочка !
opasniyvozrast
Oct. 15th, 2018 01:48 pm (UTC)
Красиво построена!!!
ida_mikhaylova
Oct. 15th, 2018 03:39 pm (UTC)
рада
igorsamusenko
Oct. 15th, 2018 01:56 pm (UTC)
Деревянной пристройке 600 лет? Невероятно!
ida_mikhaylova
Oct. 15th, 2018 02:24 pm (UTC)
Эта часовня Киприана была построена в 1999 году на частные пожертвования прихожан( там есть специальная табличка всех поименно)...
kasana3006
Oct. 15th, 2018 02:20 pm (UTC)
очень красивый храм )
ida_mikhaylova
Oct. 15th, 2018 02:29 pm (UTC)
Спасибо, Оксана!
И внутреннее убранство говорит об этом же
iriki
Oct. 15th, 2018 03:29 pm (UTC)
Вот это старина! Красиво и чинно смотрится...
ida_mikhaylova
Oct. 15th, 2018 03:40 pm (UTC)
да...эта старина чувствуется... или намоленность... не знаю как правильно...
cr2
Oct. 15th, 2018 06:16 pm (UTC)
Мне она очень нравится)
ida_mikhaylova
Oct. 16th, 2018 06:44 am (UTC)
Рада
yelena1234
Oct. 16th, 2018 04:41 am (UTC)
Вот это история! О самом храме давно пора снять кино
ida_mikhaylova
Oct. 16th, 2018 06:44 am (UTC)
Эх, не режиссёры мы и не продюсеры)
Согласна, Елена, главное придумывать и додумывать ничего не надо - всё есть!
swbkka
Oct. 16th, 2018 09:57 am (UTC)
Деревянная вписалась отлично!
ida_mikhaylova
Oct. 16th, 2018 10:06 am (UTC)
Мне кажется о таком можно сказать"воссозданная", да и слово "поновление" содержит больше сути, чем слово "реставрация"...
(Там был придел, кабы не исторические вихри перемен)...
swbkka
Oct. 16th, 2018 10:47 am (UTC)
"поновление" отлично сказано, верно!
ida_mikhaylova
Oct. 16th, 2018 10:57 am (UTC)
не мною придумано, но у ба было только поновление)))
nikolay_suslov
Oct. 16th, 2018 07:14 pm (UTC)
Спасибо за экскурсию!
ida_mikhaylova
Oct. 18th, 2018 04:16 am (UTC)
Вам спасибо, что заглянули!)
nikolay_suslov
Oct. 18th, 2018 08:14 am (UTC)
Доброе утро!
ida_mikhaylova
Oct. 18th, 2018 08:22 am (UTC)
Доброе!)
( 29 comments — Leave a comment )

Profile

мостик
ida_mikhaylova
ida_mikhaylova

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Powered by LiveJournal.com