?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 они становятся историей...


http://uspenie.ru/2010/08/11/k-150-letiyu-xrama-o-skulpturnom-ukrashenii-xrama/#more-1483



Построенный во второй половине XIX века с использованием новаторских приемов, храм Успения на Вражке испытал несомненное влияние той грандиозной постройки, которая тогда велась в Москве – храма Христа Спасителя.

Скульптурное убранство главного фасада храма является уникальным для Москвы, хотя довольно часто встречается на храмах Петербурга.
«Старожилы» — прихожане храма помнят, что скульптурное убранство главного фасада храма было полностью утрачено. Для того чтобы начать восстановление кокошников главного фасада со скульптурными изображениями в них, нужно было определить авторство и постараться найти эскизы и материалы по этой работе. Архивная фотография в сильном ракурсе давала лишь представление о том, что было изображено в кокошниках: центральная композиция Успения Богородицы и четыре медальона с горельефами голов святых.
Из той группы скульпторов, которые трудились в храме Христа Спасителя в XIX веке, наиболее подходящим по возрасту и положению для работы на храме Успения был Николай Рамазанов, профессор кафедры скульптуры Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
(1817—1867) — скульптор, художник, литератор, историк искусства, профессор, академик Императорской Академии Художеств.



Происходил из артистической семьи: отец (А. Н. Рамазанов) и мать его были актерами Императорских театров, дед и дядя по матери Гольц — балетмейстерами, тётка M. И. Валберхова — драматической артисткой.
Рано начал учиться рисованию — у Ф. Г. Солнцева. В 1827 году был определён в своекоштные (обучающиеся за свой счёт) воспитанники Императорской Академии Художеств; в 1829 году получил награду первой степени за успехи в науках; в 1833 году переведён в казённокоштные академисты[1]. В 1836 году, «за лепление с натуры», получил вторую серебряную медаль и начал заниматься в классе профессора Б. И. Орловского; в 1837 году, «за барельеф, изображающий искушение Спасителя в пустыне», награждён первой серебряной медалью; в 1838 году, за группу «Милон Кротонский, терзаемый львом» получил вторую золотую медаль и, наконец, в 1839 году окончил академический курс со званием художника ХІV класса и с первою золотою медалью, присужденной ему за исполненную по программе статую «Фавн, несущий козленка», и правом поездки за границу в качестве пенсионера академии.

До своего отъезда в заграничное путешествие он в мастерской Троду выполнил «готические статуи Весны и Лета» для Зимнего Дворца, а затем участвовал в работах по исполнению памятников Н. М. КарамзинуСимбирске) и Г. Р. ДержавинуКазани) — (по проектам С. И. Гальберга).

В сентябре 1843 года Н. А. Рамазанов выехал в Италию. К этому же времени относятся его работы: «Нимфа, ловящая на своем плече бабочку», бюст С. Л. Левицкого, небольшая статуя девочки и эскизы горельефов для храма Христа Спасителя в Москве[2].

В 1846 году он был отозван в Россию вследствие его столкновения с папской полицией, и в конце года получил предложение занять место преподавателя скульптуры в открывавшемся в Московском училище живописи, ваяния и зодчества классе ваяния. К исполнению обязанностей преподавателя Рамазанов приступил лишь 19 октября 1847 года: сначала он исполнял работы, заказанные ему, по рекомендации графа Ф. П. Толстого, адмиралом М. П. Лазаревым, а затем его задержало исправление неожиданно обрушившейся одной из колоссальных полуфигур, выполненных им в строившуюся тогда церковь Конногвардейского полка.

Занимая это место до конца своей жизни, Рамазанов способствовал образованию многих молодых скульпторов; среди его учеников были М. А. Чижов, С. И. Иванов, В. С. Бровский и др.

В 1849 году, 27 сентября, он был признан академиком как за свои прежние работы, так и за преподавательскую деятельность, а 3 апреля 1858 года был возведён в степень профессора скульптуры.

Был вынужден 13 мая 1866 года выйти в отставку, а спустя полтора года умер, оставив после себя вдову, сына и двух дочерей. Похоронен был в московском Алексеевском монастыре.



Литературные труды . ...Воспоминания о Карле Павловиче Брюллове. — 1852. - переиздано в 2014...

https://ru.wikipedia.org/wiki/Рамазанов,_Николай_Александрович









В московских архивах нашлись документы его личного фонда, в числе переписки скульптора были и записки от старосты храма Успения Сергея Афанасьевича Живаго об установке скульптуры на фасад нашего храма.





Талантливый скульптор, историк искусства, критик-публицист, Николай Рамазанов был воспитанником Петербургской Академии художеств. Уже ранние его работы были отмечены медалями Академии. После учебы была стажировка в Италии и назначение на кафедру скульптуры во вновь созданное Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Занимая это место до конца своей жизни, Рамазанов способствовал образованию многих молодых скульпторов, и за свой ум и любовь к искусству пользовался общим уважением в кругу московских художников и любителей искусства. Список работ его огромен: скульптурные барельефы, памятники, портреты —
в Петербурге, Казани, Севастополе, Москве. Рамазановым выполнен прекрасный скульптурный портрет Н.В.Гоголя. Скульптор был знаком с Гоголем по Италии, а в день кончины писателя снял с него посмертную маску.
В 1860 году выполнил скульптуры для фасада храма Успения на Вражке. В книге «Материалы для истории художеств в России» Рамазанов пишет, что в скульптуре для храма Успения на Вражке им впервые был применен английский портланд-цемент.




К сожалению, ни эскизов, ни подробного описания работы над скульптурой нашего храма найти не удалось. Много интересного дала неожиданно приобретенная редкая фотография храма. На фото 20-х годов запечатлен храм в тот момент, когда была сломана застройка на углу переулка и Тверской улицы. Этот почти фронтальный вид храма повторить уже невозможно. Снимок дал возможность рассмотреть центральную композицию – Успение Пресвятой Богородицы.
Не зная, какие святые изображены в малых кокошниках, мы выбрали изображения первоверховных апостолов и покровителей нашего храма Преподобного Сергия и Иоанна Крестителя (по посвящению приделов храма). Позднее оказалось, что в архивах скульптора Чижова, ученика Рамазанова, было упомянуто о том, что он работал над образом Николая Чудотворца для медальона храма Успения в Газетном переулке.




Над воссозданием скульптурного убранства в наши дни трудился московский скульптор Александр Петрович Семынин, который также работал и на восстановлении храма Христа Спасителя. История повторилась на новом витке.

Материалы с сайта :http://uspenie.ru/2010/08/11/k-150-letiyu-xrama-o-skulpturnom-ukrashenii-xrama/#more-1483
















Современный облик храма. Фотографии из личного архива.




Интересные материалы по теме в ЖЖурналах:

https://johanajollygirl.livejournal.com/1517114.html
Успенский Вражек — древнее московское урочище между Тверской и Никитской улицам, в летописях упоминается с XVI в. Здесь находились дворы послов — Литовский двор и «цесаревых послов двор», т.е. Римской империи. Упоминается здесь и двор Алевиза Нового — знаменитого архитектора.

1601 — первое письменное упоминание о храме.

1629 — в большом пожаре сгорела деревянная Церковь Успения.

1634 — вновь выстроена.

1647 — выстроена первая каменная церковь на средства Г.И.Горихвостова

1707 — деревянный придел Николая Чудотворца на погосте.

История храма тесно связана с владельцами соседней усадьбы Яньковыми, заботившимися о благосостоянии церкви.

1735 — Д. И. Яньков пристроил придельный храм Николая Чудотворца к самому зданию церкви Успения. Храм стал усыпальницей Яньковых.

1781 — Никольский придельный храм заново построен «за ветхостью».

1812 — церковь обгорела…

Успенский храм был летним, зимой служили в теплом придельном храме Николая Чудотворца.

В середине 50-х годов старостой храма был избран московский купец С. А. Живаго, ранее купивший для себя усадьбу Яньковых. По заказу Живаго академик архитектуры А. С. Никитин составил проект обширного трех престольного храма с колокольней, примыкавшего к Никольской церкви.

30 мая 1857 года высочайше утвержден проект храма Успения на Вражке.

1860 — завершено возведение ныне существующего здания храма. В новой церкви три престола: Успения Пресвятой Богородицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи и Сергия Радонежского — небесного покровителя храмоздателя.

20 сентября 1860 года храм освящен митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым).

Отделочные работы продолжались до 1890-х годов. Только в 1870 г. на средства старосты Иосифа Живаго (брата С. А. Живаго) храм был оштукатурен и окрашен, главы позолочены.

1910 — торжественно праздновалось 50-летие храма.

1920 — заключен договор между приходом и Московским Советом рабочих и красноармейцев о передаче в бессрочное и бесплатное пользование «богослужебных зданий».

1924 — постановлением Президиума Моссовета договор с общиной расторгнут. Храм передан Государственному историческому архиву Моск. области. В советское время утрачены главы храма и колокольни, скульптурное убранство храма, декор, не говоря о внутреннем убранстве и церковном имуществе. Разобран придельный Никольский храм при постройке Дома композиторов.

1979 — в храме открыт междугородний телефонный узел.

1992 — постановление Правительства Москвы о возвращении храма РПЦ.

1996 — общине отдан в пользование подвал. Тогда же в Фомино воскресение была свершена первая в возвращенном храме Божественная литургия.

В память утраченного придельного храма престол посвящен Николаю Чудотворцу.

1998 — возвращен верхний храм Успения Пресвятой Богородицы.

1999 — в праздник Отдания Успения Пресвятой Богородицы освящен престол во имя Успения Пресвятой Богородицы

http://glupii.livejournal.com/126194.html?thread=1288946
https://vipernn.livejournal.com/101119.html






promo ida_mikhaylova july 7, 2031 15:23 136
Buy for 50 tokens
Возможно таким же, как сегодня, летним лазоревым утром 1913, Надежда шла в порядок - хозяйство своей младшенькой дочки, проведать ее семью, внуков и внучек, погостить денек у любимого зятя, Ивана Ивановича. Земля Задонья была родной, но дорога была не близкой. Чуть свет, Надежда собрала в…

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
amarok_man
Feb. 8th, 2018 08:39 am (UTC)
Интересно. А ранее не особо слышал об этом скульпторе
ida_mikhaylova
Feb. 8th, 2018 12:35 pm (UTC)
Приятно, что открываю старые новые имена
sant_iren
Feb. 8th, 2018 08:45 am (UTC)
Как хорошо, что сохранили такую красоту...Все-таки к храмам по возможности относятся более бережно, чем к обычным старым зданиям и строениям...
Я с ужасом наблюдаю, как у нас идет наступление сайдинга-профиля на старые дома...Это ведь быстро и дешево...И дома, которые могли бы быть украшением улицы - узорная кирпичная кладка, резьба по дереву (наличники, карнизы) - в одночасье все превращается в безликую коробку..., зато чистенькую и аккуратненькую...
ida_mikhaylova
Feb. 8th, 2018 12:34 pm (UTC)
Неоднозначно так всё в жизни...
Ирина, вот как раз в тему твоего комментария новый пост со старыми фотографиями Новодевичьего... и одной не моей, почти новой...

https://ida-mikhaylova.livejournal.com/376901.html
juliya_lambert
Feb. 8th, 2018 08:59 am (UTC)
Как же интересно читать про старую Москву
ida_mikhaylova
Feb. 8th, 2018 12:35 pm (UTC)
Это правда
linalina20
Feb. 8th, 2018 12:01 pm (UTC)
Как мы мало знаем о таких авторах..Спасибо!А ведь часто еще авторы барельефов,например, и неизвестны
ida_mikhaylova
Feb. 8th, 2018 12:38 pm (UTC)
Да...часто ... больно бывает...
swbkka
Feb. 8th, 2018 01:33 pm (UTC)
Интересно очень!Спасибо!
ida_mikhaylova
Feb. 9th, 2018 05:04 pm (UTC)
Приятно слышать!
( 10 comments — Leave a comment )

Profile

мостик
ida_mikhaylova
ida_mikhaylova

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Powered by LiveJournal.com