Кинорежиссер, народный артист России Алексей Учитель о фильме"Матильда" :
- Она своим нутром, своей головой, своими эмоциями могла завлечь человека. Это факт. Когда она выходила в Красном селе в офицерских летних лагерях, там была сцена... И, когда она выходила, 500 офицеров через две минуты вскакивали и кричали. Не только потому что она танцевала»
А потом его внимание в не меньшей степени привлекла фигура Николая Второго, которого – как он считает – обыватель воспринимает слишком поверхностно и однобоко. Так по сути байопик перерос в сложный синтезированный жанр – исторический триллер...
Ингеборга Дапкунайте с трудом передвигается под тяжестью своего исторического костюма.
В фильме она – мать Николая, Мария Федоровна:
снимок :http://ru.hellomagazine.com/kino-i-televidenie/kino/22993-matilda-10-faktov-o-samom-gromkom-filme-etoy-oseni.html
- Я не могу с короной бегать, со мной должны ходить люди, я по-другому держу голову, плечи, грудь, спину. Это невозможно физически.
Прошло три года почти с того момента. Состоялась премьера фильма наделавшего много шума
Лучше всех об этом расскажет художник Надежда Васильева:
- Масштаб проекта завораживал. Каждый художник мечтает поработать так, как работают в Голливуде.Такой масштабный проект бывает один раз в жизни, мне кажется, у художника в нашей стране.
У нас про 1896 год не было ни одной картины.
Это очень определенная форма рукава — уже не Анна Каренина, но еще не «птичья грудка», когда чуть-чуть нависает над затянутой поясом талией.
http://ru.hellomagazine.com/kino-i-televidenie/kino/22993-matilda-10-faktov-o-samom-gromkom-filme-etoy-oseni.html
Мы три раза придумывали решение сцены для массовки. Один театр у нас весь в бриллиантах. Во втором бриллианты поменялись на цветы — гирлянды оформляют декольте у женщин. В одном театре у всех мужчин погоны, а в другом — эполеты.
http://ru.hellomagazine.com/kino-i-televidenie/kino/22993-matilda-10-faktov-o-samom-gromkom-filme-etoy-oseni.html
Мы с [художником] Олей Михайловой решили: гулять так гулять.В каждой стране, которая чем-то была знаменита, мы хотели что-нибудь заказать.
В Англии делают пластику [под металл], которую никто так хорошо не сделает: мы в этой конторе делали все шлемы и для пожарных, и для уланов на коронации.
Потом пошли по другим странам. В Индии лучше всего вышивают, причем вышивают мужчины. В Пакистане канитель делают (хотела бы я с этим человеком познакомиться лично, но в Пакистан не поеду). В Китае — ситцевые ткани, правда, они рвутся быстро (и у меня большой вопрос — ситцы ли это?). Но они намного дешевле, чем ситцевые вещи из Иваново, где весь ситец, как выяснилось, тоже из Китая. В Италии существуют ткани, которых у нас нет, — например, ткань, которая делает звук «фру-фру»: шелестит, хрустит, шипит. Этот шелест дает энергию артисту — ту, которую нужно. Он сам об этом не знает, но идет правильно и правильно носит платье.
Все исходит от режиссера. Он рассказывает об эмоциональном решении сцены, а я сразу в голове вижу картинку. Здесь помогает иногда одно слово, которое ни к цвету, ни к фактуре не имеет отношения.
Каждая отдельная сцена решена и визуально, и по цвету, а потом, когда все сцены соберутся, ты должна их подвести под общий знаменатель, чтобы они не выпадали и картина не стала похожа на попугая.
Было принято решение изначально, что у нас не реконструкция, не историческая правда. Для меня это сказка, очень красивая и добрая. Мы решили, что единственная правильная и точная сцена — коронация, а все остальное — некая фантазия.
Костюмы трех личностей — Николая, Александры Федоровны и Марии Федоровны — мы решали очень не гротескно и специально правильно.
Единственный раз отступили от правил, одев Николая не в форму, в которой он обязан был ходить в России, а в кожаную куртку — но только тогда, когда он собирается покинуть отчий дом и уйти в светлую даль со своей любовью.
(Вернее, даже не с любовью, а с влюбленностью, любовь — это другое.
Любовь как раз была к Александре Федоровне).
Николай не может уходить из дома в мундире — он уходит в гражданской одежде, такой даже вульгарной, дорожной, потому что он принял решение. А потом вернулся назад. Чем кончилось — мы знаем. Претензий к нашему цеху не может быть.
Даже эскизы я делала в основном на других персонажей, а царскую семью не трогала. Царская семья — это была [точная] реконструкция или фантазия в очень узких рамках реалий.
А все остальное
Например, мне очень нравятся наши бабушкины платки — вот эти серо-коричневые. В которые мы всегда заматываемся в канун Нового, 1956 года. Но из них можно сделать современную вещь, которая потом станет очень модной. Мы сделали из них мужскую жилетку для Николая. На ней кожаные планки, воротничок английский кожаный, пуговицы. Все сделано правильно, как тот жилет, который тогда носился под пиджак в тройке, а основа — жуткий платок. Смотрится потрясающе. Это не я нас хвалю, а мужики, которые приходили, очень хотели такие жилеты. Еще одна вещь, которая мне приходит в голову, — халат доктора Фишеля, сцена в его клинике. Слово «клиника» сразу рождает ассоциацию: врачи или медсестры в белых халатах. Но так как клиника странная, а человек этот не очень хороший, белый халат мы заменили на сатиновый синий, который потом, уже после революции, становится символом народа и применяется во всех отраслях, где есть рабочие. И на плакатах, и [в реальности].И мальчики, и сам трудовик, который учил мальчиков табуретку делать носили сатиновые халаты. И нарукавники были черные, синие и коричневые у бухгалтеров или у того же трудовика. Из этого сатина мы сделали халат, но по форме он был более древним, XIX века. Я на «Морфии» этих халатов шила не перешила: они огромные, там сборок много, карманчиков. Плюс мы сделали бархатные коричневые лацканы и воротник бархатный. Получилась вещь историческая, но ассоциативно она будет зрителю напоминать, что Фишель — из тех нехороших людей, которые появились после 1917 года...
Иногда какая-нибудь деталь из другого материала на прекрасном выверенном костюме, какой-нибудь клапан, или строчка, или даже нитка не того номера, может увести зрителя в другую степь.
После съёмок костюмы обычно гниют у продюсера. … а он не знает или не хочет знать, что их нужно содержать, что нужен человек, который будет следить за тем, чтобы их не съела моль, чтобы они не заплесневели, что их надо проветривать, сдавать в химчистку и платить за помещение, в котором они содержатся: это старый сырой подвал, где все гниет, или теплый чердак, где разводится моль — и все съедает.
По материалам:https://theblueprint.ru/culture/matilda
Обращаю ваше внимание, что в ГУМе сейчас проходит выставка костюмов! Может быть кто-то уже успел побывать?!
Ранее по теме : https://ida-mikhaylova.livejournal.com/345077.html
https://ida-mikhaylova.livejournal.com/343370.html
Поскольку ранее этот исторический период в отечественном кинематографе не освещался, все костюмы пришлось создавать с нуля в течение полутора лет. Это более 7 000 оригинальных костюмов, а также украшения и аксессуары к ним. Создавались также и предметы гардероба — обувь, головные уборы. Изготовлением тканей и костюмов были заняты более 50 швейных и текстильных предприятий, задействованы собственные обувные и шляпные мастерские. На изготовление костюмов использовано более 12 тонн шелка, бархата, шерсти, сукна, хлопка, габардина, органзы и кожи. Сотни уникальных костюмов и предметов реквизита создавались на основе подлинного исторического материала конца XIX— начала XX века.
В декабре 2016 года в в музее-заповеднике «Царское Село» проходила выставка «Матильда». Костюмы к фильму Алексея «Учителя». В залах Золотой анфилады Екатерининского дворца вниманию публики было представлено около 70 предметов одежды: бальные, вечерние, визитные и повседневные наряды и аксессуары к ним. Композиционная доминанта выставки — многофигурная сцена торжественной процессии коронации императора Николая II и императрицы Александры Федоровны в центре Большого зала.
Коронационные платья технологически делались так же, как и 100 лет назад: отдельно кроились и шились части костюма, вышивались фронтальные боковые и тыльные элементы. Вышивки вручную декорировались натуральными камнями, пайетками и перьями. Затем все элементы платья собирались вручную в удивительный по красоте готовый предмет гардероба.
Большую корону, скипетр, державу и все украшения Матильды Кшесинской, Александры Федоровны и Марии Федоровны специально для фильма изготовили ювелиры — только, конечно, не из золота и бриллиантов, а из других металлов. Также были созданы сотни муляжей главных государственных наград — орденов и медалей.
Отсюда :© https://www.livemaster.ru/topic/2395929-rekonstruktsiya-istoricheskih-kostyumov-dlya-filma-matilda
Journal information