ida_mikhaylova (ida_mikhaylova) wrote,
ida_mikhaylova
ida_mikhaylova

Categories:

Прочитав отзыв...

Начало темы ( рецензия на "День  девятый" ):
http://anna-gaikalova.livejournal.com/664683.html


Букв
будет много, так как  "мысли надо показывать, а не рассказывать".

Итак, по порядку, сначала о непременных "но..." с маленькой

романе нет картинок ни города (вероятно Москвы), ни интерьеров дома, ни общественных мест. Разговоры происходят на безликих кухнях, в комнатах или в спальнях. Лишь в редких местах промелькнет кровать или книжный шкаф, но кухням не повезло особенно они все "без лица" (так и в детском доме, и в чьей-то квартире люди просто выходят поговорить на кухню, и мне трудно представить чем эти кухни отличаются)", - цитирую из рецензии Г.В. Врублевской.

Сначала с Москвой, а потом уже с кухней.


Открываю книгу" День девятый" и  на пятой странице - на самом деле первой печатной с текстом:

"...маленький сквер в пределах Садового кольца бурлящей жизнью столицы".

Далее по ходу действия:

"...Перед поворотом на Каширское шоссе...

... Да. Знаю. Москва пустая", - на девятой странице.

Не прочитано и трех листов романа.

Видимо-невидимо картинок, не переходящих, однако, в путеводитель по столице.

Интерьеры помещений и кухни. Что же с ними?

Обратимся к роману:

"Но тяжелый старый стул с высокой спинкой как будто врос в пол".

В сознании рисуется старинная мебель из темного дуба - барокко ренессанс. Возможно с такими же массивными: столом и шкафомМожет быть от старой мебели остались только стулья или вообще - один стул.

Но, простите меня, в данном случае мне хочется понять людей, природу их поступков, а никак не мебели, потому что развитие романа  начинается сразу. Меня огорчают люди без лица, отличие кухонь в советское время невелико. Не могу не позаимствовать у А.П. Чехова: "Читайте внимательно, там все написано."

"...в облезлую металлическую кровать с сеткой по бокам, изголовьем вплотную подвинутую к дивану..."

Если описание какой-то вещи или предмета помогает раскрыть черты героя или героини, автор романа с блеском его вносит. Стоит отметить, что автор очень бережно относится к каждому слову.

Уважаемый рецензент уверенно пишет о том, что " тянется спокойное повествование о детстве, юности, молодости главной героини, прерываемое лишь рассказами других лиц".

Вновь листаем страницы книги:

"Она потихоньку обдирала обои за шкафом и ненавидела свою бабушку, причем не за наказание, а за отсутствие собственного мнения.

"...послушно считала, что с головой у неё непорядок.

" У этого ребенка вместо мозгов - вата".

"Маму Соня видела редко и почти про неё не вспоминала. Отец, о котором Тина говорила, что он "приходит навестить ребенка раз в полгода", и тот казался ближе.

Обе семьи Сониных родителей друг друга на дух не переносили и любили поговорить на эту тему".

"Потому что , - как правило, говорила бабушка, - самое главное, что у ребенка в желудке. В голове все потом само нарастет. А пока что там нет ничего. И быть не может. Это ведь ребенок!"

"Соня же... укреплялась в уверенности, что не хочет так говорить, так ходить, так дружить и так ссориться. "Ненавижу!" " Я никогда так не буду! Никогда не буду пугать!"

"Соня поняла , что ее оскорбили, с ревом выбежала на улицу и понеслась по ней, спотыкаясь о булыжный тротуар. Шлепнулась, разбила коленку и локоть, но поднялась и побежала дальше, слыша за стеной крики бабушки".

Где Вы увидели то самое "спокойное повествование"? Соня, словно пружина, сжатая до критического предела, готовая "выстрелить".

Кстати, вот Вам и незамеченное "ружье" нашлось! Первое, но не единственное.

А дальше юность и молодость, где спокойствие главной героине только снится, весь дом на ней  - и стар, и млад.

Динамика вулканическая в романе.  Вряд ли, хоть в какой-то степени можно употребить и слово "тянется".

"Но слишком много внимания уделено персонажам 2 и 3 ряда (родственники, подруги, их мужья и жены)"

Искала и не нашла "слишком", где конкретно...

Люди в романе, впрочем,  как и в жизни, возникают не на пустом месте, а осмысленно, слегка коснувшиеся, ведут к новой череде событий. И автор романа идет рука об руку, изо дня в день, находя в преодолении невзгод радости, накапливая опыт. И каждый миг, и каждый штрих в этой жизни значим. Действующие лица романа, любого романа, книги, рассказа - вовсе не "персонажи 2 и 3 ряда".

Все-то Вы знаете: кто первый, кто второй, кто третий, правда, запутались... Бывает.

"Однако не зря я отметила, что в этом романе живые, яркие герои.

Эта часть книги никого не оставит равнодушным, ни тех, кто взял приемного ребенка в семью, ни воспитывающих «кровных» детей, ни просто тех, кто ретроспективно вспоминает о своем детстве.

В книге замечательные, живые, многомерные герои, и описаны они с поэтическим мастерством, присущим Анне, как состоявшемуся поэту. Тут и запоминающиеся внешние характеристики, и образная индивидуальная речь у отдельных персонажей, и свои жизненные установки. Прекрасно выписана главная героиня сильная, харизматичная, с глубоким внутренним миров, а также с ярко выраженной рефлексией"( Г.В.Врублевская)

Нехотя, исподволь, как бы между прочим приходится признатьСлаву Богу!

"Ретроспективно вспоминает и выраженной рефлексией" - словосочетания неподходящие и чуждые, - кому как ни Вам знать это на ятъ.

А чего стоит  слововосочетание "многомерные герои".  Это о людях!

Упущено слово  в рецензии автора : " На мой взгляд, многие части истории можно было бы свернуть в компактные фрагменты предыстории, раскидав их по роману." http://galina-vr.livejournal.com/220191.html Конечно же, ретроспекция, - тогда будет другой роман другого автора.
Как говорится иногда ( позаимствовала Вашу красоту русского слова), совсем другая история.

Незабываемое  вводное рецензии : "провести дискуссию о простом и избыточном в книге" !?.

Что же человек хотел сказать нам о простом и сложном или о недостаточном и избыточном.

Какая мысль не донеслась , а осталась на неведомых тропинках потока сознания.

Понимаю, язык из устной речи транслируется в письменную, а не наоборот.

"Кто хочет правым   быть   и   языком   владеет ,

Тот   правым   быть   всегда   сумеет" .

Движение по рецензии подходит к подведению итогов.

"Резюмирую: книга обязательно всколыхнёт читателя, обратит его к своей собственной душе, если только он в самом начале не заплутает на многочисленных тропинках романа, а выберется на его главную дорогу".

Все предупреждены, и никто не виновен! Н-да, сказано-то много , но для вида.

Читатель тоже, к счастью, разный.   Впрочем, как и рецензенты с кухнями и без:)

Благодарюмне хватило одной Вашей сумбурной рецензии.

А теперь мое личное мнение о книге А. И. Гайкаловой.

В  романе"День…" действий больше чем раздумий и размышлений. Более того, мысль - начало поступков. Выбор пути. Слаженность в добром деле меняет этот мир к лучшему в частности и благотворно влияет на общество в целом. Сознательный и созидательный роман! Роман не просто о стремлениях, желаниях, философии необъяснимого, веры и надежды. А когда это было для человека лишним? Сознание и поступки определяют твое бытие, - это важный и упущенный момент во многих неплохих книгах современных авторов. Дальше  психологического размышливизма дело не идет, потому и концовки как в пьесах Чехова, только с  сериально затянутой современной атрибутикой, интерьером, различием кухонь и весом ценных побрякушек.

Ваш роман, Анна Ильинична, есть ценность человеческой натуры, желание и стремление жить счастливо. Быть, а не казаться. Получать настоящее удовольствие от выбранного дела. Нет лени и занудству, интригам, склокам, капризность и эгоизм детей нивелируется и отшлифовывается  в такую Вселенскую любовь и уважение. Попробуй не позавидовать! Сам человек на пьедестале могущий, делающий, довольный! Внимание и участие к каждому человеку - вот чему посвящен роман! Не могу не отметить своевременность выхода книги, ее неподдельную востребованность. Роман - герой нашего времени!

П.С. Ингредиенты "кухни" не пострадали:)

*   Рефлексия (от позднелат. reflexio обращение назад),  осмысление своих действий, всей человеческой культуры и её основ.

**  Ретроспекти́ва (от лат. retrospectare взгляд назад) взгляд в прошлое, обозрение того, что было в прошлом.

*** Ретроспекция это форма речевого выражения, отсылающая слушателей-читателей -телезрителей к предшествующей содержательной информации.

" Говорить не по написанному, дабы глупость каждого видна была".

Subscribe

promo ida_mikhaylova july 8, 2012 15:23 159
Buy for 50 tokens
Возможно таким же, как сегодня, летним лазоревым утром 1913, Надежда шла в порядок — хозяйство своей младшенькой дочки, проведать ее семью: внуков и внучек, погостить денек у любимого зятя, Ивана Ивановича. Земля Задонья была родной, но дорога была не близкой, а далёкой...…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments